Tilda Publishing

Правда ли самолеты безопасны?

В поисках настоящей статистики
космос палех
Я давно задавался этим вопросом, и, наконец, нашел ответ. Великий хор голосов из интернета и сми на все лады поет, что самолет безопаснее машины в стопятьсотмиллионовтысяч раз. «Сколько разбивается машин, и сколько самолетов?» — с улыбкой дурачка на лице (во всяком случае она мне представляется) спрашивает очередной успокоитель.

Да, я понимаю, что машины разбиваются чаще, но люди в них и ездят больше. «Сколько раз в год вы воспользовались машиной и сколько — самолетом? Сколько людей никогда не летают на самолетах, при этом ездят на машине?» — хочется спросить в ответ, а также: «Сколько авиакомпания заплатила вам за статью?»

Хорошо, у рерайтеров мы спрашивать не будем, но где искать информацию? Если бы все люди совершали одну двухчасовую поездку на машине в неделю и один двухчасовой перелет, можно было бы воспользоваться мировой статистикой аварий, но они так не ездят.

Я не против считать самолет самым безопасным транспортным средством, как они все твердят — мне бы этого хотелось — но меня не устраивают их аргументы.

После длительных поисков я таки нашел информацию. И не сказать, что она глубоко закопана, потому что английская Википедия это не глубоко, но ведь и туда надо сперва добраться, через потоки елея и меда на одних сайтах (промоутеров) и пустыни (официальных, посвященных безопасности полетов) на других. На основании найденной информации я сделал следующие выводы:

За год авиация мира перевозит четыре миллиарда пассажиров. Из них погибает около пятисот. Таким образом, если вы совершаете два перелета в год, больше четырех миллионов лет прожить не получится.

Затем — есть три способа определить опасность того или иного способа передвижения: по числу трупов на миллиард поездок, на миллиард пассажиро-часов, и на миллиард километров. Это логично. Слава Википедии! Ветеранам войн правок — слава!

Далее — провести час на борту самолета опасно ровно настолько же, сколько в поезде. Об этом не говорится, потому что «самолет — самое безопасное транспортное средство». И в три раза опаснее, чем в автобусе. В британском автобусе. В Тайланде, например, где водители предпочитают отсыпаться за рулем, статистика другая.

Да, но самолет движется в десять раз быстрее, поэтому мы сделаем пересчет на километры, и скажем, что самолет в десять раз безопаснее поезда. Переместиться из Пекина в Берлин на самолете в десять раз безопаснее, чем на поезде. Так звучит намного красивее. И в 892 раза безопаснее, чем на велосипеде. Так еще лучше.

Нет, пожалуй, мы не скажем, что самолет в десять раз безопаснее поезда, потому что цифры скучны, мы просто скажем, что все будет хорошо.

Также мы не скажем, что совершить один полет в двадцать семь раз опаснее, чем одну поездку на автобусе — зачем пугать людей? — ведь в автобус зашел-вышел, зашел-вышел, поездок много, смертей мало.

По той же причине мы не скажем, что один полет в три раза опаснее одной поездки на машине. Нужно думать, что говоришь. Ведь статистика как столб: освещает мало, но если опереться — поможет. Главное, упереться в правильное место. Мы лучше соврем, что поездка в аэропорт намного опаснее предстоящего полета.

В рассчете на одно путешествие самый безопасный вид транспорта — автобус. Самый опасный — космический корабль. На миллиард человек, перевезенных автобусами в Соединенном Королевстве, приходится 4,3 погибших. Если бы все они полетели в космос (Диду! диду! комуняки у космос политэлы! — Шо, уси? — Та нэ, одын), погибло бы семнадцать миллионов. Если не брать экзотику, самый опасный вид транспорта в рассчете на одно путешествие — мотоцикл.

Просидеть один час безопаснее всего также в автобусе. Опаснее всего — под куполом парашюта. Если и тут не брать экзотику, то снова на мотоцикле.

Переместиться на тысячу километров безопаснее всего на самолете (и этой козырной картой машут перед нашими носами промоутеры авиакомпаний). Опаснее всего — опять на мотоцикле. Даже в два раза опаснее, чем идти пешком или ехать на велосипеде. Забавно: пройти пешком от Лондона до Эдинбурга в два раза безопаснее, чем проехать на мотоцикле.

Итак, успокоить себя тем, что самолет невозможно, супер-пупер, страшно сказать как, в бешеные тысячи и миллионы раз безопаснее всего, что движется, не получится.

Но можно успокаивать себя тем, что на борту самолета находишься ровно в той же опасности-безопасности, что в купе поезда. Что провести там час в четыре раза безопаснее, чем в машине (как будто противоречие со сравнительной безопасностью одной поездки на машине, но, возможно, это потому, что средняя поездка в машине короткая). В семь, чем идя пешком. В восемнадцать, чем на велосипеде. В сто пятьдесят семь, чем на мотоцикле. Ну и, нельзя забывать, в 2272 раза, чем на космическом корабле.

При рассчетах я пользовался этой таблицей:
Списывайте быстрее, пока мировое правительство не забанило.

Она пока живет здесь.

Нужно иметь в виду, что это статистика только по Соединенному Королевству. Это не плохо, потому что их много и они там у себя и на велосипедах катаются, и на моциках, и на машинах ездиют, и на самолетах летают. Да что там «на самолетах» — на космических кораблях. Правда, как-то неудачно (если цифры не врут).

А вот всеобщую статистику масоны, как видим, прячут.

Ну ничего, обойдемся британской. Мировую все равно запутали бы развивающиеся страны.

К вопросу об аэрофобии. Откуда взялась «фобия» у трети людей? Как такое может быть? Психические заболевания не имеют такой распространенности. Это невозможно.

Возможно, причина в следующем:

Есть один человек, пилот и психолог, который учит не бояться летать на самолетах. Он говорит о том, что победить страх можно, если воспринимать все происходящее на борту, как нечто нормальное, обычное. Запрещает хлопать после посадки, потому что хлопать нечему: ничего необычного не произошло — вы же не хлопаете, когда приезжаете куда-то на поезде. Курс стоит столько, что люди думают: «сходить и не бояться или слетать на Сейшелы всей семьей и бояться?»

И что же делают авиакомпании? Нечто противоположное. Все, чтобы создать у пассажиров впечатление, что они летят на Марс в первой в истории экспедиции.

На входе проверяется багаж. Затем проходит регистрация на рейс. Затем таможенный контроль. Затем повторный, более тщательный шмон. Паспортный контроль. Проверка билетов непосредственно перед рейсом. У двери самолета стоят секьюрити. За дверью — стюардессы. Затем суета с пристегиванием ремней, открыванием шторок иллюминатора и так далее. Инструктаж по технике безопасности в полете и спасению в случае аварии. Приветствие пилота. И не смейте втыкать в телефончики! — вы можете пропустить важное сообщение от командира экипажааааааааааааа!!! ведь мы взлетаем!!! взлетаем на воздух!!!

Если бы так делали в электричках, люди тоже боялись бы в них ездить.

Сделано это как бы для безопасности, но лучшего способа навести панику, наверное, нет, а она тоже опасна. Поэтому агенствам по безопасности полетов есть причина пересмотреть подход.

— Дети, следующие два часа — самые ответственные. Что мы будем делать, если придет бадяй? Мы спрячемся. Вася под кровать, Таня в шкаф, остальные — в кладовку. Это важно. Если кто-то захочет чихнуть, пусть нажимает на переносицу. Путь к телефону указан стрелками. Кто-то один должен вызвать полицию. Путь к запасному выходу также указан стрелками. Пуленепробиваемые жилеты находятся под вашими креслами. Убирание шасси. Стук в дверь. Паника. Да вы не бойтесь, наш садик — самое безопасное место на планете. Ваши страхи просто смешны. Изучите статистику, и вы все поймете.

Забавно, но на латыни это назвается «терроризм». Слово буквально значит «устрашение». Авиакомпании в страхе от террористов, страх заразен, и они передают его дальше, поступая подобно тем, с кем борются. Есть такой закон: человек становится похож на тех, с кем борется.

Что делать? Сказать себе: «Это перестраховщики, они делают это не потому, что летать опасно, а потому, что это большая тупая система».

Но это к слову, потому что преодоление аэрофобии — отдельная большая тема; здесь, в основном, о статистике.
Tilda Publishing
Фото на обложке: Iñaki MT
© 1997–2020 Игорь Клоков
Made on
Tilda